Информационное сопровождение онкологический пациентов

Новости  ⁄  Подробности 
15.12.2015

Здравоохранению нужны системные реформы

"Сегодняшняя ситуация в здравоохранении с точки зрения макроэкономических реалий тяжела", - "Российская газета" публикует мнение Ларисы Попович, директора Независимого института социальных инноваций, члена Экспертного совета при правительстве РФ

Кажется очевидным, что при цене на нефть менее 50 долларов до 2017 года рассчитывать на ее улучшение не приходится. Но есть у нас и другие проблемы. В частности, серьезное отставание от темпов мирового технологического развития, которое мы явно недооцениваем. Высокие технологии уже вошли в практику медицины, они используются на уровне бытовых и даже рутинных манипуляций. Это и цифровые технологии диагностики и мониторинга состояния пациента на расстоянии, и дополненная реальность 4D, которая помогает хирургам, и персонализированная медицина. А также фарминг-управление, получение организмов с заданными свойствами, превентивная клеточная диагностика, которая снижает уровень тяжелых заболеваний, нанотехнологии, восстановление утраченных функций.

Эти технологии способствуют росту продолжительности жизни людей. А глобальная сеть делает доступной информацию о новых методах лечения и способах улучшения качества жизни. И все это существенно повышает потребность в ресурсах. Причем не только финансовых, но и кадровых, и интеллектуальных, и информационных.

Требуются новые системы организации помощи, новые квалификации медиков, новые подходы к образованию, новые способы мотивации населения к сохранению своего биологического потенциала. И здесь важно выстроить отношения государства и общества максимально эффективно, чтобы не терять дорогие ресурсы. А они теряются из-за нерационального использования информации, фрагментированности помощи, ненужного дублирования назначений и тестов, необоснованных затрат в клинической практике, невыполнения врачебных назначений, недоступности лекарств в амбулаторном звене, барьеров на пути внедрения инноваций.

Как ни удивительно, но в целом здравоохранение в России финансируется не так плохо, как принято думать. По данным Федерального казначейства, в бюджетных расходах 2015 года его доля почти 10%, что сравнимо с расходами на национальную оборону. В принципе, деньги немаленькие. В 2013 году (позже нет данных ВОЗ) Россия по общим подушевым затратам на здравоохранение (в долларах по паритету покупательной способности) занимала 43-е место и 59-е место - по государственным расходам на эти цели из более чем 200 стран. Хотя, конечно, современное здравоохранение требует больших вложений. Не случайно, наверное, по тем же данным ВОЗ, в 2013 году впервые подушевые частные расходы на здоровье у нас превысили государственные. Но их результативность практически не улучшается.

Акцент: Из-за неэффективности здравоохранения ущерб для экономики России сопоставим с 4-5% ВВП У нас до сих пор невероятно высокий уровень общей смертности.

Смертность онкологическая, сердечно-сосудистая, смертность от неинфекционных заболеваний - неприемлемо высокая для такой страны, как Россия. Да, в последнее время смертность, например, от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась - на целых 25% по сравнению с 2002 годом, когда были наихудшие данные. Но за этот же период подушевое финансирование в здравоохранении (если считать в долларах по паритету покупательной способности) выросло почти на 250%!

Мы просто залили систему деньгами, и десятикратное увеличение финансирования дало такой скромный результат. По самым грубым подсчетам, на неэффективности нашего здравоохранения, которое измеряется в годах потерянных по болезни жизней, ущерб для экономики страны сопоставим с 4-5% ВВП. То есть мы недополучаем еще один бюджет здравоохранения. Неэффективность связана с тем, что мы пытаемся действовать одинаково в совершенно разных ситуациях, разных регионах, без учета особенностей здоровья, менталитета, жизненного опыта и ценностных ориентиров тех, к кому обращаемся. Нельзя размазывать средства на всех поровну.

Надо структурировать проблему на однородные типы реагирования и их отрабатывать в соответствии с общественными приоритетами. И четко фокусировать, кому, что, в каком порядке и при каких условиях предлагать. У нас же абсолютно размытые обязательства - всё и всем бесплатно гарантируется. В результате больше страдают самые больные и незащищенные - те, кому приходится обращаться за помощью чаще. Именно поэтому по уровню государственного финансирования мы на 59-м месте, а по уровню здоровья - на 97-м!

Что нужно делать? На мой взгляд, первое - конкретизация, дифференциация программы государственных гарантий. Надо определить приоритеты. Возможно, фрагментировать систему, разным группам дать разные гарантии, разработать разные стратегии организации помощи. Второе - ввести дифференцированную шкалу цен возмещения на все медицинские услуги. То есть перейти к системе референтных цен для любого поставщика. Это тариф, который покрывает обычную муниципальную поликлинику или больницу. Если ты хочешь другую - частную, комфортную, хоть с мрамором и золотом - за это доплати сам. Все медицинское сообщество, все медицинские активы (частные, ведомственные, корпоративные и т. п.) надо привлечь в эту программу. Референтные цены позволяют расширить число участников без всяких комиссионно распределяемых объемов помощи. То, что не покрывается тарифом, может войти в систему дополнительного страхования. Это сразу позволит упорядочить платные услуги в здравоохранении, увеличит доступность помощи и улучшит социальный климат.

Нужно обеспечить равный доступ к госзаказу не только учреждениям с различными формами собственности, но и частнопрактикующим врачам. Предусмотреть субсидирование процентной ставки по кредитам, стимулировать открытие частных индивидуальных или групповых практик врачами первичного звена. Субсидировать процентную ставку лизинга оборудования для развития частных медицинских практик. Это приведет к росту их экономической заинтересованности в результатах работы.

Необходимо ввести сервисную модель оказания медпомощи. Закупать не оборудование, а собственно диагностические, лабораторные и лечебные услуги, которые предоставляет владелец этого оборудования на конкурентной основе. Освобождаясь от затрат на закупку и содержание основных средств, бюджет сможет увеличить текущие тарифы за пользование этими пассивами. И платить за качественную услугу в соответствии с достижением установленных результатов, так, как делают сейчас с компьютерной техникой или инфоматами, которые стоят в поликлиниках.

И конечно, крайне важно вкладывать в развитие компетенций. В первую очередь в новые технологии, меняющие нашу жизнь и представления о возможностях медицины.

Россия сейчас стоит перед вызовом. Если мы не сумеем создать среду, привлекательную для высококвалифицированных специалистов, то уже в ближайшее время из-за глобальной конкуренции за умы мы можем столкнуться с тем, что наши лучшие врачи массово поедут работать в зарубежные клиники. Вслед за ними за лучшей медициной поедет наше молодое и даже не очень молодое население, и не только обеспеченное, но и со средней платежеспособностью. И все, что мы здесь построили и закупили за огромные средства, будет простаивать невостребованным.


Другие новости:

Опрос "Как Вы относитесь к своему здоровью?"

Displaying results 1 to 5 out of 988
В начало Предыдущее 1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35 Следующее В конец