Информационное сопровождение онкологический пациентов

Главная   ⁄  Новости  ⁄  Подробности 
14.03.2016

Сергей Бойцов: «Борьба с НИЗ - задача для всего общества»

Один из приоритетов политики Российской Федерации в области здравоохранения — борьба с неинфекционными заболеваниями. Такая работа требует консолидации усилий самых разных структур, в связи с чем государство приступило к разработке Национального плана по противодействию этой группе болезней. О ходе его разработки, итогах Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) и действиях по продвижению в массы идей здорового образа жизни рассказал главный специалист по профилактической медицине Минздрава России, директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Сергей Бойцов. Подробности в интервью агенства РИА АМИ.

Как идет разработка Национальной программы борьбы с неинфекционными заболеваниями?

- Она ведется в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения с учетом своего, российского понимания этого документа. Дело в том, что любой всероссийский план, требующий усилий различных структур, может существовать только в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) с точным перечислением мероприятий участников и расчетом необходимых для этого денежных средств. Но никакой программы по борьбе с неинфекционными болезнями у нас до сих пор нет.

В настоящее время в России работают 47 ФЦП, но только одна из них, борьба с дорожно-транспортными происшествиями, в конечном итоге нацелена на снижение смертности. При этом на дорогах ежегодно погибает 27 тыс. человек, а от неинфекционных заболеваний — больше миллиона. Конечно, существует государственная программа «Развитие здравоохранения», но она, впрочем, как и ее региональные аналоги, в абсолютном большинстве своих пунктов ведомственная. Необходимо создать программы на межведомственной основе, с привлечением мероприятий из уже существующих программ развития здравоохранения региона. Здесь, надо сказать, мы добились некоторых успехов — в частности, нам удалось создать такие программы в 46 регионах, однако пока эти документы мало работоспособны.

Для того чтобы они заработали, нужен большой федеральный документ — ФЦП. В нем должны отражаться мероприятия ведомств, включенных в нее, для обеспечения условий для здорового образа жизни и повышения уровня информированности населения, а также мероприятия системы здравоохранения. Дело в том, что у каждого ведомства существуют свои планы развития, включающие и здравоохранные мероприятия. Эти планы необходимо просмотреть, выделить нужные мероприятия и включить их в ФЦП, увеличив их масштаб, придав им новый вектор деятельности и, в рамках их реализации, при необходимости изменив объем финансирования.

Но примут ли другие ведомства участие в вашей программе?

- Каждая структура намерена прежде всего решать собственные отраслевые задачи. Мы должны продолжать строить дома и дороги, но все наши действия, включая, например, градостроение, должны быть в итоге направлены на то, чтобы мы жили хорошо и долго. И только тогда, когда этой идеологией проникнутся все потенциальные исполнители, мы сможем создать такой план. В настоящее время, если мы начнем создавать ФЦП, ее возможные участники просто не поймут, что мы предлагаем. В связи с этим Минздрав России решил подготовить Национальную стратегию борьбы с неинфекционными заболеваниями. Это будет своего рода методологический документ, который позволит разработать примерную схему действий при формировании одноименного национального плана. В настоящее время создаются рабочие группы по межведомственному принципу с максимально широким кругом потенциальных участников, которые позволят заранее вовлечь в процесс работы необходимые силы.

Сейчас мы работаем над созданием начального варианта этой стратегии, где используем формы, которые уже работают в других стратегиях: по туризму, по развитию сельского хозяйства и пр. Идеология стратегии похожа на идеологию Года борьбы с ССЗ, с той лишь разницей, что там упор был сделан на мотивировании населения, а в нашем документе основной акцент будет сделан на мероприятиях по созданию условий для здорового образа жизни.

Прежде всего мы намерены организовать контроль за выпуском продукции здорового питания, обеспечить маркировку таких продуктов, сократить производство продукции с трансизомерами жирных кислот. Необходимо обеспечить условия для физической активности населения, активизировать меры по реализации ФЗ №15 о запрете курения в общественных местах. Кроме того, придется решить большой круг проблем, которые на первый взгляд не связаны с нашей темой. На примере множества стран известно, что в регионах с низкой плотностью автомобильных и железных дорог, с небольшим ВВП и недостаточным доходом на душу населения смертность существенно выше. К факторам, снижающим продолжительность жизни, относятся и жилища без систем канализации, отсутствие центрального отопления и пр. Таким образом, уровень экономики страны напрямую связан со здоровьем, так что наша задача – не просто улучшить качество жизни, но и увеличить ее продолжительность. Именно поэтому к нашей стратегии должны быть подключены самые разные ведомства и министерства.

Когда следует ожидать появление этого документа?

- Национальная стратегия борьбы с неинфекционными заболеваниями будет подготовлена уже в этом году. Предварительный вариант той части документа, которая касается медицины, практически готов. Та часть, которая касается наших пожеланий к другим ведомствам, тоже понятна. Кроме госструктур мы бы хотели подключить к работе представителей бизнеса, работодателей, общественные организации, религиозные конфессии.

Особенно важно наладить взаимодействие с производителями продуктов питания — масложировой продукции, хлебобулочных, колбасных изделий. Мы должны установить тесное взаимодействие с представителями пищевого бизнеса и мотивировать их пойти навстречу потребителю, так как даже самая правильная налоговая политика, которая является важной частью Национальной стратегии борьбы с неинфекционными заболеваниями, не будет в полной мере реализована, если не встретит понимания со стороны бизнесменов и производителей.

Прошлый год был объявлен Годом борьбы с ССЗ. Почему целью акции стали именно они?

- Начнем с того, что среди всех неинфекционных заболеваний существуют четыре группы, которые являются наиболее частой причиной смерти и инвалидности. Это сердечно-сосудистые заболевания, онкология, сахарный диабет и бронхолегочные патологии. При этом у россиян есть сакральный страх перед онкологией и в некоторой мере перед диабетом, но огромное число людей абсолютно спокойно относится к факторам риска, вызывающим артериальную гипертонию, повышенный уровень холестерина. Кроме того, люди часто беспечно относится к повышенной массе тела и даже к ожирению. Существуют и позитивные сдвиги, в частности меняется отношение к табаку — курение среди мужчин снижается. Однако и здесь не все хорошо, так как возрастает уровень потребления табака среди женщин. На достижение понимания населением опасности факторов, на которые оно в повседневной жизни не обращает внимания, и была направлена наша работа. Причем необходимо было научить не только распознавать, но и справляться с ними.

Пропагандируя здоровый образ жизни, мы должны понимать, что привычки, которые мы намерены убедить людей поменять, появились с детства. Тем более что аспекты нездоровой жизни – курение, злоупотребление алкоголем, чрезмерное питание вкупе с низкой физической активностью – часто являются способами получения удовольствия на бытовом уровне. То есть человек, перешедший к здоровому образу жизни, должен в определенной мере лишиться части удовольствий, а значит, следует заменить одни способы времяпровождения другими.

Таким образом, перед нами стояла сложная задача: мы должны были показать опасность нездорового образа жизни, научить справляться с этими факторами, причем, что важно, не уменьшая количество получаемого человеком удовольствия. Например, было необходимо очень простым языком объяснить, какое именно питание является нездоровым и как его можно заменить здоровой едой без ущерба для аппетита. Полезно, например, ограничить потребление соли. Казалось бы, простая вещь, однако, с учетом традиции национальной кухни и специфики питания в советские годы, это не так просто сделать.

Другая проблема — калорийность питания. До 25 лет человек находится в фазе роста, и в это время он может употреблять большое количество пищи без риска избыточных жировых отложений. Но дальше потребность организма в еде падает, а пищевое поведение остается прежним. Показать человеку, как меняется его потребность в пище с возрастом и как ему, исходя из этого, формировать свой рацион, также было одной из важных задач нашей информационной стратегии.

Следующий блок информации — необходимые действия при развитии неотложного состояния. Одна из важнейших проблем при начале приступа — это скорость оказания медицинской помощи. Время прибытия скорой медицинской помощи, с моей точки зрения, сейчас приближается к оптимальному — в большинстве регионов оно составляет менее 20 минут, а часто и менее 15 минут. Но проблема не в скорости прибытия, не в скорости транспортировки больного и даже не во времени начала лечебных мероприятий после того, как пациент пересекает порог лечебного заведения. Важнее всего обеспечить пациенту первую помощь и сократить время с момента появления симптомов до приезда скорой помощи. Между вызовом бригады и ее прибытием существует некоторый временной интервал, и надо научить человека, находящегося в группе риска, его близких не только распознавать симптомы, но и адекватно на них реагировать.

К сожалению, пациент редко способен самостоятельно предпринять правильные действия, причем это касается не только инфаркта, где человек просто ощущает боль, не понимая, что это серьезный симптом, но даже при инсультах, когда у человека отнимается рука, нога или нарушается речь. Как ни парадоксально, даже ранее перенесенное состояние не заставляет человека вовремя отреагировать на уже знакомые симптомы, то есть общий уровень нашей культуры в ее медицинской части крайне низок.

Что вы использовали для того, чтобы донести информацию о ССЗ до широких масс?

- Основным способом донесения информации стали ролики на телеканалах. К сожалению, мы не смогли привлечь к акции федеральные каналы, так как стоимость их рекламного времени неадекватно высока. Хотя, думаю, при попытке решения этого вопроса мы просто не смогли до конца использовать административные и финансовые механизмы. Так или иначе, упор был сделан на региональные телевизионные каналы, которые тоже оказались достаточно эффективны, хотя их уровень несколько ниже федерального телевидения.

Второй путь — печатные СМИ любого уровня и формата, от бюллетеней до газет и периодических журналов. Еще один канал — телепередачи на региональном уровне, которые всегда были действенным способом образования населения. И наконец, эффективный метод донесения информации — радиоканалы FM-диапазона. К сожалению, работа с федеральными радиоканалами шла далеко не лучшим образом, основная работа, как и в случае с телевидением, шла в регионах.

В целом я не в полной мере удовлетворен прошедшим годом. Акцент мероприятия был смещен на регионы, но не все субъекты Федерации с одинаковой серьезностью отнеслись к этой программе. Но даже те регионы, которые лучше других провели свои мероприятия, все равно работали неравномерно, и в итоге мы получили ряд «провисших» мероприятий. То есть потенциал атмосферы, которая должна быть создана, в полной мере не был использован.

К каким способам донесения информации вы прибегали в своей работе помимо СМИ?

- Очень привлекают внимание массовые акции, которые проводят центры медицинской профилактики, отделения профилактики и центры здоровья. Такие мероприятия всегда собирают вокруг себя множество неравнодушных людей, являясь своего рода системообразующими ядрами, причем формат их весьма разнообразен — это может быть шествие, флешмоб, уличная акция.

Очень важным фактором в решении нашей задачи стало волонтерское движение, функционирующее на общественной основе с вовлечением всех слоев общества, которые потенциально готовы работать с населением. Помимо медиков и студентов, это педагоги, социальные работники, представители различных общественных организаций.

Наконец, серьезное внимание мы обратили на работодателей. Оказалось, что научить их пониманию простых вещей, например того, что эффективность предприятия (особенно это касается крупного и среднего бизнеса) очень сильно зависит от состояния здоровья его работников, довольно сложно. Причем если даже они это понимают, но не имеют соответствующих знаний, то, пытаясь решить эту проблему, строят дорогие медицинские центры, которые затем стоят пустыми, вместо того чтобы заниматься обеспечением соответствующих условий на рабочем месте. А ведь нужно не так много: запрет курения на рабочем месте, возможность питаться здоровой пищей, особенно при наличии заводских или фабричных столовых, возможность заниматься физическими упражнениями в течение рабочих перерывов. Эти нехитрые инициативы не только сократят количество бюллетеней, но и поднимут производительность работников, что в конечном итоге принесет выгоду не только самому работодателю, но и всей экономике.

Произошедшее снижение смертности от ССЗ – это ответ на мероприятия года?

- Разумеется, нет. Добиться снижения смертности за счет дополнительных мер невозможно. Даже такие масштабные акции, как диспансеризация, не дадут эффекта ни через год, ни через три года — для этого потребуется 5–10 лет. Действительно, тенденция к снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний по итогам конца прошлого года сохранилась, но это результат социальной, экономической и политической стабилизации в обществе, ранее сделанных наработок в модернизации здравоохранения, таких как программа «Национальный проект «Здоровье», «сосудистая» программа борьбы с инфарктами и инсультами, с артериальной гипертонией. Но мы и не ставили перед собой цель снизить смертность, наша задача в прошедшем году состояла в том, чтобы люди больше узнали о факторах риска и способах противодействия им. И с этой точки зрения значение Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями трудно переоценить.

Подготовил Ярослав Агафонников


Другие новости:

Врачи и пациенты, участники авторитетного медицинского конгресса, обратились к Губернатору за помощью в решении проблем, стоящих перед онк

От патернализма к партнерству. Проблемы онкологических пациентов обсудили на заседании Социально-консервативного клуба «Гражданская пла

Проблемы онкологических пациентов обсудили на заседании Социально-консервативного клуба "Гражданская платформа"

Отображение результатов 986 до 988 из 988
<< Первая 956-960 961-965 966-970 971-975 976-980 981-985 986-988 Последняя>>